КРИЗИС ЖАНРА, ИЛИ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИНИАТЮРЫ


   

КРИЗИС ЖАНРА, ИЛИ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИНИАТЮРЫ.

В.Матус, международный гроссмейстер (Москва)

 

(Статья была подготовлена В. Матусом еще в период обсуждения различных проектов международных Правил для проблем. Первая публикация: «Шашечный мир» №№4-6, 2002. Сейчас перед вами её дополненный и исправленный вариант. П.Ш.)

 

В шашечной композиции в международных шашках миниатюры - это проблемы с числом белых и черных шашек до семи с каждой стороны. Естественно, что это сухое определение не отражает художественной сути миниатюры. Ее притягательную силу трудно переоценить. Не­шаблонный. яркий замысел, вы­раженный в лаконичной форме, производит сильное эстетическое впечатление, надол­го, а то и навсегда оставляет след в душе любителя шашек, будь он профессионал или на­чинающий спортсмен, Каковы тенденции  развития современ­ной шашечной миниатюры? И происходит ли такое  развитие вообще или же все остается не­зыблемым с того самого момен­та, как известные голландские Проблемисты Г.Гортманс и В.Монсма впервые сформулировали Правила составления композиций. Произошло это в 30-х годах прошлого столетия, а опубликованы впервые они были в 1938 году в книге Г. Гор­тманса «1001 миниатюра»: «Возможность  возникновения начальной позиции с пример­ным равновесием сил должна быть очевидной согласно пра­вил игры. Решение должно быть  единственным. Миниатю­ра не должна производить впе­чатление, того, что она - укорочен­ная проблема. Необходимо из­бегать неэкономных отдач типа 2х0, кроме случая прохож­дения черными дамочной ли­нии в процессе взятия. Эконо­мной считается отдача типа 2х3, неэкономной - типа 1х3. Перестановка ходов стороны, выполняющей задание, запре­щена. Присутствие шашек ста­тистов, не играющих в комби­нации, оправдано лишь в слу­чае, если они играют в эндшпиле. Эндшпиль должен быть эконо­мным в средствах: любая из белых шашек должна быть не­обходимой». Это так называе­мые технические правила, их точное соблюдение в процессе составления, хотя и довольно сложная задача, но необходи­мая, такая же как, например, нотная грамота для музыканта, правила дорожного движения для водителя.

Но есть правила, определяющие художественную цен­ность миниатюры: оригиналь­ность, активность шашек, каче­ство жертв, привлекательность начальной позиции. Вот имен­но на последнем я и хочу оста­новиться. В ст.1.13.4. проекта Правил композиции для проблем читаем: «Сходство на­чальной позиции проблемы с позициями из практической игры не есть необходимость (и на том спасибо - В.М.) и само по себе не повышает качество проблемы (хотя такое сходство выглядит привлекательно). В тоже время, нехорошо, если в начальной позиции белая шашка(и) стоит слишком близко к горизонтали 1-5, тем более, если эта шашка(и) превращается в дамку в ходе решения...». На «Природность – неотъемлемую часть миниатюры» (журнал «Горизонты шашек» №4 - 2001) обратил внимание и украинский мастер спорта Михаил Леван­довский, который, не пожалев времени, провел, как он сам пишет, экспресс-обозрение ряда голландских, французских и отечественных журналов. Пос­ле чего автор сделал вывод: «подавляющее большинство авторов индивидуальные фан­тазии вмонтировали в благо­приятные конструкции открыто­го типа, а некоторые миниатю­ры полностью напоминают окончание партий». Этот же ав­тор далее сетует, что в странах СНГ и Балтии миниатюра в пос­леднее время «утратила равно­весие» (вот так: не больше и не меньше - В.М.), «происходит смещение белых впритирку к дамочной горизонтали. Подав­ляющее большинство таких неудачных находок характеризу­ется двумя взятиями на «боль­шинство)), примитивным заходом в дамки и, как правило, очевидной жертвой новоявлен­ной (дешевой) дамки). М. Левандовский также искренне возмущен тем, что такие миниатю­ры порой получают высокие оценки                на                конкурсах                составления различного ранга. К сожалению, так толком и не ясно, почему автор Правил ком­позиции для проблем и автор упомянутой статьи считают позиции с шашками на преддамочных полях неестествен­ными и «неприродными». Ведь для практической партии при наличии ограниченных сил на­ доске как раз естественно ­стремление прорыва в дамки, ­для чего нередко и надо по­пасть на npeддамочные поля. А представляете, как были бы поражены шахматные компози­торы, если бы им сказали, что наличие пешек на седьмой горизонтали доски и их последу­ющее превращение в фигуру - это недостаток. Главное для любого явления, в том числе и­ композиции, содержание, а не форма. Станем ли мы любо­ваться золотой рамкой, если ­она окаймляет посредственное ­полотно, хрустальным бока лом, если в нем плещется брага добротным ульем с мухами? «Мало держать котелок за руч­ку, туда надо положить что-то вкусное», - вспоминается фра­за Жоржа Поста из статьи «Бе­седа за чашкой чая».  Так поче­му мы должны трепетать перед «природностью» начальной расстановки, если дальше будем иметь дело с пресной и унылой комбинацией? Почему мы не должны учитывать, что с течением времени многое, и не только в композиции, меняется? При малом соотношении сил на доске идейные возможности достаточно изучены, комбинационные находки в чистом виде довольно редки. Зачем замыкать себя в пространстве, разве не нужна «свежая кровь» в миниатюрной композиции, разве не естественно стремле­ние к открытию новых идей, комбинационных механизмов, а в скобках читай: новых художественных способов воздействия на умы и сердца решате­лей?! Конечно, все решает та­лантливое исполнение. Можно создать яркое запоминающееся произведение в конструкции без наличия шашек на преддамочных полях и примитивное при нескольких единицах бе­лых на таких полях. Главное, что хотелось бы отметить: не надо навязывать проблемистам догм, не надо идти на поводу кумиров прошлых лет, провозгласивших эстетические начала проблематики для своего времени. Зачем обкрадывать, обеднять композицию, навязывая псевдохудожественные критерии оценок. Нужно уметь видеть за деревьями лес. Кстати, какой стиль проповедует сам господин Левандовский: разве не примитивное попадание в дамки: отдал одну взял две, или стандартное использование «большинства». А дальше контригра черных и ее опровержение белыми. И, кстати, в нарушение сути комбина­ционной игры в миниатюрах, где активную роль должны выполнять белые. Этот принцип, слава богу, закреплен в проекте Правил композиции для проблем. Мастеру же Левандовскому хочется посоветовать разно­образить свои подходы к со­ставлению миниатюр. В этом, уверен, залог его дальнейших творческих успехов. Попробую проиллюстрировать изложен­ное на примерах. Первые три позиции позаимствованы из последних журналов «De Pгoblemist». Они, безусловно, привлекательны своей началь­ной конструкцией, об их же содержании пусть судят читатели (таких позиций в этом журнале большинство).

Хочу оговориться, что пози­ции этих авторов «подвернулись» под руку случайно, они вовсе не характеризуют их творчество в целом, это только эпизод.

№1...be happy and smile

№22

№33

            1. А.Уваров

30, 8, 39+ Ну что тут сказать? Учебный пример для начинаю­щих, с композицией ничего обще­го не имеющий.

2. Я.Винк

29, 461, 28, 37, 29+ Элементар­ная комбинация, которая по 100-­очковой шкале едва ли дотягива­ет до оценки 10-15 единиц.

3. Т.Смединга

31, 2(19), 24(31), 19(317), 31(38), 26(43), 44+ Двухходовка и простое окончание, вот и все «достоинства».

№44

№55

№6 6

           А сейчас те самые «неестественные» и «неприродные» миниатюры.

Решения:

4. Е.Зубов

421, 33, 1, 411!, 45+ Блестящий комбинационный замысел с нео­жиданным вступлением и ориги­нальным использованием прави­ла «большинства».

5. Б.Моркус

41 ,3, 341, 10!, 4б+ Прекрасный пример оформления «обратного столбняка». Неожиданная «при­соска» дамки на поле 34, краси­вое двукратное «большинство». «Шашечные миниатюры -100», Р.Мацкявичюс, Вильнюс-2001 г.

6. Л.Чернов

1(Зб), 7, 2, 301, 401,50+ Трудней­шая для миниатюр тема – жертва двух дамок белых реализована при 6 шашках с каждой стороны, решение неожиданное и изящное. Чемпионат СССР, 1979 г.

№77

№8 8

№99

            7. В.Шульга

10!, 3,27!!(17А), 23!!(19В), 29+ А(21), 32, 43 и т.д. +  В(21), 1б(З9), 49+ Изумительная находка! «Ша­шечный калейдоскоп», №3/4-1992.

8. В.Матус

43!, 41!!(47), 4(31), 9!!, 1б, 3б+  Трудная тема: обратный удар 16:36 с вовлечением в цепь 2-х черных дамок выполнена с помо­щью «турецкого» удара в соеди­нение с жертвой дамки на «боль­шинство». На мой взгляд, имен­но сочетание трудных тем при ны­нешнем развитии композиции может принести успех проблеме­сту. ХХ Всесоюзный конкурс.

Еще три позиции аналогично­го плана, без комментариев.

9. В.Матус

27, 44!(49), 2, 9!, 5+ СЛШИ-94/95.

№1010

№1111

№1212

           10. В.Матус

4, 30, 34!,3б (удар с поля, за­нятого в начальной позиции чер­ными), 3б!, 44+ Одесский ВК-85.

11. В.Матус

4, 15!, 41, 14-10, 23!,4б+ В даль­нейшем эту идею умело интер­претировал в среднюю проблему Т.Смединга (KVD-91/92).

Не сомневаюсь, миниатюры №4-11 вряд ли кого-то оставят равнодушными. А разве не в этом суть и предназначение композиции?

Итак, по какому пути должна развиваться современная миниатюра?

На мой взгляд, взяв за основу положение о том, что сущностью проблемы (миниатюры) является комбинационная игра, можно рекомендовать следующие пути:

 

1). Создание вариантных миниатюр, как с разными финалами, так и с одним, но разной комбинационной игрой (эхо-варианты). Убежден, что составление таких произведений – это высший пилотаж проблемиста!  Это должны понимать и судьи различных соревнований по композиции, безусловно, обязанные поощрять вариантные миниатюры.

Вот несколько примеров.

12. Е. Зубов

11, 41, 31!(36 А), 2, 42, 37, 42+ А(26), 1, 37, 37+ Прекрасный третий ход, удары дамкой с разных полей. Интересно, не правда ли! Вас коробит наличие белой шашки на поле 7? Меня – нет! Чемпионат СССР, 1979г.

№1313

№1414

№1515

            13. С. Юшкевич

31(46), 10!(5 А), 3, 11, 46+ А(2), 5, 7, 7+ Отличная миниатюра с разной комбинационной игрой в вариантах. Думаете такой же отзыв она заслужила у судей? Увы, ошибаетесь. «Ленинская смена», 19.05.1983г.

14. Б. Шкиткин

19-14(19 А), 2, 43!, 38, 38+ А(49), 5, 23, 2, 38, 38+ А здесь два эхо-варианта, в одном из которых проходят жертвы двух белых дамок, а в другом условная и реальная жертва дамки. «64», №11-1977г.

15. А. Фомин

7, 12(18), 3(17 Ф), 25, 29, 39(45), 50+ А(1), 25, 45+ Неожиданное решение в «спокойной» позиции. По варианту А может возникнуть вопрос, композиционен ли он? На мой взгляд на этот вопрос следует ответить удовлетворительно, поскольку здесь должны применяться правила для этюдов. VI чемпионат СССР, 1988г.

№1616

№1717

№1818

            16. Г. Андреев

14, 5(19 Ф), 21!, 49+ А(23), 29, 1, 6(44), 50+ Красивая условная жертва белой дамки на поле 21. «Lietuva – 1995».

17. С. Устьянов

4, 13, 36, 7(16 Ф), 21, 29(37), 47+ А(11), 27, 6(28), 1(32), 29(37), 47+ Позиция после удара на 36 – безусловно является находкой украинского проблемиста, специализирующегося на составлении миниатюр. Первое место на международном конкурсе «Lietuva - 1997».

18. В. Матус

42!(36:47 А), 41, 15, 18, 24, 24+ А(38:47), 18(42), 15(47), 41!, 24, 24+ Игра одними простыми со стороны белых, красивые удары на «большинство», отличная расстановка. «64», №5 – 1990г.

№1919

№2020

№2121

           19. В. Матус

9, 44!, 43, 3(16 А), 7!!, 45+ А(21), 45(28), 23!, 34+ Миниатюра на нескольких соревнованиях получала 8,5 балла (по 10 – очковой шкале). Не оспаривая этой оценки, всё же хочется задать риторический вопрос: какие миниатюры заслуживают 9,0 – 10,0 баллов? Можете ли вы вспомнить такие миниатюры? Видимо да, но только несколько. В то же время в средних и больших проблемах высокие оценки не редкость. Если мы хотим стимулировать проблемистов на создание высококлассных миниатюр, нужно судьям преодолеть сложившиеся стереотипы, научиться мыслить нешаблонно, не бояться ставить высокие оценки. Нужно проводить Чемпионаты Мира и Кубок Мира раздельно: миниатюры и проблемы.

 

2)                 Второй путь – демонстрация в миниатюрах суперредких тем, сочетание в миниатюре нескольких редких тем. Например таких как:

 

а) «Турецкий удар» за белых и за черных. Добиться такого сочетания не просто, но возможно.

20. В. Матус

12(24), 1(40), 4, 18, 34+ 8,5 очков в открытом чемпионате Вильнюса.

21. В. Матус

29, 29-23, 3(19), 37, 37+ Публикуется впервые.

№2222

№2323

№2424

            22. С. Перепелкин

43, 10, 4(41), 28!, 28+ Международный конкурс СЛШИ 1994-95гг.

 

б) Жертва двух белых дамок, особенно в сочетании с ударами на «большинство», «турецким ударом» или уничтожением двух черных дамок. Уже появляются миниатюры на жертву трех (!!!) белых дамок.

23. А. Николаев

11, 2, 8, 3(14), 10, 33+ Всесоюзный конкурс 1986г.

24. В. Матус

7, 2, 30(41), 4, 31, 37+ Журнал «Шашки», №9, 1982г. В таких темах миниатюры без белых шашек на преддамочных полях – большая редкость, таких произведений единицы. Чтобы развивать эту нелегкую тему нужно привыкнуть к белым шашкам на полях 6-10. Еще раз повторюсь: это не страшно. Главное – новизна, сложность и красота.

№2525

№26 26

№2727

            25. В. Матус

4, 4-10, 41, 4, 30, 30+ Публикуется впервые.

26. В. Матус

1, 6, 30, 1, 34!, 24+ Публикуется впервые.

27. В. Матус

11!, 2, 29!, 1, 34, 34+ Первый личный Чемпионат Мира по шашечной композиции.

Перечислю еще несколько редких тем, где остались клочки поля для фантазии.

 

в) Сочетание условной и реальной жертвы белой дамки.

г) Жертва дамки и простой на поле, контролируемом двумя черными дамками.

д) Жертва белой дамки на «большинство».

е) Трехкратное «большинство» с жертвой белой дамки и уничтожением черной дамки, или в сочетании с «турецким ударом».

ж) Двукратное попадание черной дамки на поле 5, другие поля доски.

з) Завлечение черной дамки на поля 1-5.

 

Таким образом, чтобы действительно избежать кризиса жанра нужно:

- преодолеть сложившиеся стереотипы во взглядах о начальной конструкции миниатюр, терпимо относиться к наличию в исходной расстановке белых шашек на преддамочных полях;

- в конкурсах всячески поощрять баллами проблемистов, использующих в миниатюрах суперсложные темы,  в первую очередь за создание двух (и более) вариантных миниатюр;

- для судейства разделов миниатюр привлекать проблемистов, стремящихся творчески и объективно судить этот нелегкий жанр;

- ввести международные звания для судей, в частности, претендовать на них могут такие проблемисты как Жилявичюс, Хласны, Лепшич, Зубов и некоторые другие;

- личные Чемпионаты Мира и Кубок Мира по разделам миниатюр и проблем проводить раздельно;

- чаще проводить тематические конкурсы, которые стимулировали бы составителей на создание нешаблонных произведений;

- организовать обсуждение критериев оценки миниатюр в печати, в том числе и в электронных СМИ. При необходимости внести изменения в международные правила  для проблем.

 

Надеюсь, что моя статья заинтересует проблемистов и они выскажут свое мнение по проблемам в ней изложенным, дополнят статью своими предложениями.



2005 ©  Шашки в России
http://shashki.com/