Google
 

Сайт Андрея Иванова

Андрей Иванов - все секреты шашек и шашистов

Login





 


 Забыли пароль?
 или новый пользователь? Зарегистрируйся!

Кто с нами

Пользователей:  На сайте
Пользователей:  Пользователей: 0
Гостей:  Гостей: 412
Всего:  Всего: 412
Пользователей:  Зарегистрированные
No members connected


Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
Автор Сообщение
SB
Тема сообщения: ЮБИЛЕЙ С.Ю.ЮШКЕВИЧА  СообщениеОтправлено: Янв 12, 2013 - 06:56 PM



Зарегистрирован: Дек 18, 2007
Сообщений: 2514

12 января 2013 г. Международному гроссмейстеру по шашечной композиции, Заслуженному артисту Украины Сергею Юрьевичу ЮШКЕВИЧУ исполнилось 60 лет.
В этой связи я решил опубликовать на этом сайте в целостном виде свою статью, посвященную его творчеству, которая впервые была напечатана в 2007 г. в американской газете «РУССКИЙ БАЗАР» по частям (ч.1, ч.2, ч.3).





МУЗЫКА... ВОЛШЕБСТВО... ГАРМОНИЯ...

„Две тайны – музыка и шашки...“

(Семен Беренштейн. «Маэстро»)











































































































































































































































































Музыка и шашечная композиция... Как необычно это сочетание таких, казалось бы, абсолютно несхожих сфер искусства... И в то же время – как органично они слились в двуединстве творческого феномена музыканта (лауреата международного конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы) и шашечного проблемиста (международного гроссмейстера, двукратного чемпиона СССР и десяти(!)-кратного чемпиона Украины) – СЕРГЕЯ ЮШКЕВИЧА. Я слышал в его эмоциональном исполнении Второй фортепьянный концерт Рахманинова, о котором я вспомнил, верней – монументальные аккорды которого я явственно ощутил – именно ощутил, когда передо мной развернулась блистательная игра его непередаваемой красоты дамочной проблемы.
№1

“De Problemist”, June 2004.



ВЫИГРЫШ

43, 20 (43 A), 1, 1:18, 48
[(49),35,39,43];

A (45) 40, 2, 40, 48 [(49),39,43,44].
Трудно даже себе вообразить, что такое вообще возможно. Что это: задача, оказавшаяся фантастической проблемой, или проблема в парадоксальной задачной реализации? Это самое большое чудо, которое мне довелось когда-либо увидеть в шашечной композиции. Такое непредставимое объединение необъединимого, достигнутое на высочайшем взлете творческой фантазии! И притом – не на поверхностном уровне механического сцепления, а на самом глубинном уровне – уровне синтеза феерической комбинационности проблем и захватывающей вариантно-игровой трансформативности задач. Вот он момент истины – этот удивительный синтез, в недрах которого, как в бездонной гармонии, – вдохновенными аккордами Рахманиновского концерта – мне и открылся подлинный смысл шашечной задачной композиции. Нет, он не в финалах, какими бы невероятными они ни были. Не в их – пусть даже и самых виртуозных – механизмах объединения. В самой своей сокровенной сути он – в той таинственной гармонии, которая одна лишь и способна звучать возвышенной музыкой творческого духа.
Задачное творчество Юшкевича – это не просто открытие ранее неведомого в данной области шашечной композиции. Нет, это нечто большее, ибо это открытие явилось подлинным откровением – откровением художественной высоты и философской глубины задачного жанра, которое даровано нам как некая эстетическая summa summarum его более чем векового развития. И это при том, что в общей сложности С.Юшкевичем составлено чуть более десяти задач. Как мало и в то же время как много! Уже одного вышеприведенного шедевра было бы достаточно, чтобы имя его автора навсегда вошло – как одно из самых выдающихся – в летопись яркой истории задачной композиции. А ведь у него почти каждая задача – это шедевр. Впрочем, смотрите (а еще точнее – слушайте) сами:
№2

“ШАШЕЧНЫЙ МИР”, # 2, 1998.



Д + 2П

26 (22:31 A), 3, 03:13, 18, 45:01, 48:39, 26-12, 01:34, 48
[(47),36,42];

A (42:31), 26:03, 2 (29 A1), 50, 48:26, 28, 37, 12, 15, 47 [(46),36,41];

A1 (22:31) 48:26, 50, 28 ... вар. А... [(46),36,41].

(Задача составлена 25.06.1997.)
Итак, вслушайтесь, как чарующи скрипичные мелодии изысканных спиралевидных полетов дамок... как щемяще тремоло ударов на большинство... как динамичны упругие ритмы вариантно-игровых взаимотрансформаций... и как волнующи заключительные аккорды поражающего своей смелостью и оригинальностью главного финального механизма! Это ли не музыка! Это ли не возвышеннейшая симфония рацио и чувства, логики и фантазии, алгебры и гармонии!
Как видим, и в классическом своем исполнении задачи Юшкевича – как на некоем эстетическом императиве – основаны на чудодейственном парадоксе межжанрового синтеза. Говоря о генезисе этого императива – этого основополагающего инварианта задачного творчества Сергея Юшкевича, следует отметить как субъективную, так и объективную составляющие закономерности его возникновения. Дело в том, что наличие в проблеме задачного финала всегда усиливает ее эстетическое воздействие, что является объективным фактором появления именно таких проблем. Вот одна из красивейших проблем на эту тему, автором которой как раз и является Сергей Юшкевич – признанный мэтр этого жанра шашечной композиции:
№3

L’Effort, # 151, 1973.



ВЫИГРЫШ

18, 23, 249, 41, 38, 3, 40, 5.

Как неожиданно и в то же время как естественно впечатляющее зрелище комбинационной игры в этой масштабной проблеме завершается совершенно невероятным финалом, включающим в себя уникальное заключение дамки и двух простых навесу. И таких проблем с задачными финалами в творчестве С. Юшкевича немало, как немало их и в творчестве других проблемистов. Но – и здесь я перехожу к субъективному фактору – лишь Сергею Юшкевичу, подошедшему к проблеме межжанрового синтеза с другой – диаметрально противоположной – стороны – со стороны задач, – удалось – благодаря его поразительной интуиции – проникнуть в самую ее сердцевину, постичь ее парадоксальную – никакому рациональному анализу не доступную – природу и в открывшейся – как озарение! – художественно-механизменной парадигме найти – с блеском им в его феноменальной серии задач-шедевров воплощенное – ее ярчайшей оригинальности решение, суть которого я бы выразил так: межжанровый синтез – это триумф взаимотрансформационной логики, одухотворенной стихией гениального комбинационного воображения.
Но довольно о теории (
„Суха теория, мой друг...“ Гете. «Фауст»). Лучше посмотрим еще несколько жемчужин задачно-композиторской практики Сергея Юрьевича Юшкевича. Вот один из поэтичнейших образцов его несравненной творческой сокровищницы:

№4

“ШАШЕЧНЫЙ МИР”, №2, 1998.



Д + 2П

8 (13:16 A), 36, 36:39, 23, 23:40
[(49),35,43];

A (13:11), 20, 36, 36:13, 42, 42:20, 13:39, 39, 49 [(50),44,45].

(Задача составлена 18.06.1997.)
Какая воздушная архитектоника! Какое изысканное мастерство! Какой волшебный свет совершенства! Как будто перед тобой не создание ума, а –
„Природы совершенное творенье
Для совершенных вытканное глаз“.

(Николай Заболоцкий. «Лодейников»)

И в этой магии света и совершенства мне чудятся проникновенные, неземные звуки «Лунной» сонаты, которую мне хоть и не привелось слышать в исполнении Сергея Юрьевича, но которую я так отчетливо слышу сквозь эту завораживающую партитуру сердца.
Музыка... Волшебство... Гармония... Вот самые точные определения творчества Сергея Юшкевича. Ведь сказал же поэт:
„Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.“

(Борис Пастернак. «Определение творчества»)

А вот следующая его задача – это уже поистине «страсти разряды».
№5

“ШАШЕЧНЫЙ МИР”, №2, 1998.



Д + П

28, 04:38 (50 A), 06:44 (49:30 B), 25:39
[(50),35];

B (50:30), 25:43, 50 [(49),44];

A (2), 06:22, 13, 25:43, 49 [(50),44].

(Задача составлена 13.04.1997.)
Какой первый ход! Какая игра! Какие финалы! Шторм... Ураган... Ослепительные вспышки молний... И это тоже Бетховен, но не исполненная покоя и умиротворения «Лунная», а могучая, порывистая, неукротимая «Аппассионата».
Создать такое чудо мог не просто художник, а художник-творец, провидец, мыслитель и повелитель стихий! Но – парадоксальной идее уже тесно в привычных рамках ста клеток, и вот – еще одно чудо – чудо преодоления и прорыва к новым рубежам и горизонтам.
№6



Д + П

h4-l6 (f6:h4 A), k3:g3 (m5:m1 B), a11:l2 (k1:m5 C), n6:k3
[(m1),n4];

C (m1:m5), n6:h2, m1 [(k1),l2];

B (k1:d12), a11:f6, f6-h8, n6:h2, k1 [(m1),l2];

A (m5:k7), n6-k9, k3:f4, a11:h8, k9-e5, e5-k1 [(m1),l2].

(Задача составлена 10.12.2006.)
“В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.“

(Николай Заболоцкий. «Бетховен»)

И вот – в извечной погоне за неуловимой мечтой об идеале – покорена еще одна сверкающая вершина искусства! Грандиозный замысел воплощен! Стихия укрощена! Невероятной мощи синтез высвободил небывалый заряд эстетической энергии и породил невиданную дотоле гармонию – гармонию яростной воли, неукротимого интеллекта, бездонных глубин человеческого сердца и запредельных высот творческого Гения! И эта гармония звучит во мне самой прекрасной музыкой – музыкой вдохновения и красоты!


Семен Беренштейн,
гроссмейстер Украины по шашечной композиции.
19.12.2006 – 15.01.2007. Германия, г.Галле.

 
 Профиль пользователя отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой Наверх
Показать:     
Перейти к:  
Время в формате GMT + 3
Новая тема   Ответить
Предыдущая тема Версия для печати Войти и проверить личные сообщения Следующая тема
PNphpBB2 © 2003-2007 
 
Page created in 0.83336687088 seconds.